Не всегда на 100% компенсировать клиентам несанкционированные списания с карт могут разрешить банкам

27.11.2014 г.


Ассоциация региональных банков России подготовила поправки в Гражданский кодекс, по которым суд вправе уменьшить размер убытков, взыскиваемых с кредитной организации по факту необоснованных списаний с карт клиентов: для этого она должна доказать, что инцидент произошел из-за грубой неосторожности держателя карты.
Как рассказал «Известиям» президент ассоциации, зампредседателя комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков, такая инициатива была озвучена на экспертном совете комитета и отражает позицию банковского сообщества. По словам Аксакова, сейчас поправки направлены на рассмотрение в Минфин и Центробанк; он готов их внести в Госдуму после того, как ведомства выскажут свою позицию.

Идея возникла у банкиров как защитная реакция на поправки в закон «О национальной платежной системе», согласно которым банки обязаны возмещать клиенту ущерб от несанкционированного списания средств в случае получения от него уведомления, что данная операция совершена без его согласия. Такое уведомление должно поступить в течение суток после инцидента — в противном случае банк может не возмещать убытки.

Предполагается, что банк будет сам подавать в суд на клиента с иском о возмещении убытков. Но в суд могут обратиться и сами клиенты, которым недобросовестный банк затягивает выплату: законом об НПС не предусмотрены четкие сроки возврата денег клиенту.

Аксаков привел пример грубой неосторожности клиента: гражданин потерял карту, на которой написан ПИН-код. Сейчас банк даже в этом случае — при передаче ПИН-кода третьим лицам — должен возмещать убытки по несанкционированным списаниям с карт в полном объеме.

Зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» Виктор Климов отмечает, что причина появления инициативы понятна: у банков значительно возросли выплаты после принятия закона об НПС (исчисляются сотнями миллионов рублей), и участились случаи мошенничества. По словам Климова, «самое главное в данной инициативе — это определение формулировок». «Они должны быть очень четкими, так как что такое частичное возмещение убытков? Сколько это — 5% или 50%? Человек либо виновен в том, что у него деньги украдены, либо нет», — заметил он.

Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ считает, что при рассмотрении споров по несанкционированным списаниям с карт должен применяться дифференцированный подход в зависимости от степени неосторожности клиента: «Если гражданин намеренно передал ПИН-код третьему лицу, то банк не должен нести ответственность и суд вправе уменьшить размер убытков до нуля, иначе не исключен рост мошенничества со стороны физлиц и, как следствие, ухудшение финансового положения банков. Даже в ГК говорится о том, что нужно проявлять разумную предусмотрительность. Другая ситуация — когда клиент потерял карту с написанным на ней ПИН-кодом. В этом случае возможно снижение убытков, но не отказ от их возмещения в полном объеме».

По словам руководителя центра правового обеспечения розничного бизнеса Бинбанка Ирины Гудковой, «банкам чрезвычайно сложно доказать, что инцидент произошел из-за грубой неосторожности клиента», например, если клиент сам не сознается в нарушении правил. «Если обязанность доказывания будет опять возложена на банки, такая помощь банку работать не будет и убытки вряд ли снизятся», — говорит Гудкова.
В настоящий момент презюмируется ответственность банков независимо от их вины, поясняет управляющий партнер адвокатского бюро RBL Дмитрий Самигуллин. По его словам, доказать обратное есть шанс разве что в рамках расследования уголовного дела, но уголовные дела возбуждаются по таким инцидентам только в 1—5% случаев. «Таким образом, создаются предпосылки к тому, что, по сути, держатели карт лишены мотивации для безопасного и бережного их хранения. Конечно, рядовые граждане являются более слабой, незащищенной стороной во взаимоотношениях с банками, и их защита на законодательном уровне нужна... Но не учитывать степень вины граждан в данном случае было бы ошибкой», — заключает Самигуллин.



http://www.banki.ru/
Закрыть

Связь с кредитным инспектором

Заполните форму, и с Вами свяжется выбранный Вами консультант
*
* - Если хотите, чтобы с Вами связались по телефону
Я хочу консультацию потому что:
 

Отзывы посетителей
Добавить новыйПоиск
sowerrerg   | 23.27.162.xxx | 2014-11-29 10:51:40
The rental tree?These days, hermes replica more folks are able to rent a living Christmas tree - a potted louis vuitton replica tree that is dropped off at your replica watches house, picked up after the holidays, and whisked away to be re-planted. It's typically pricier rolex replica than either fake or a (conventional) real tree, but the upshots are replica handbags numerous, allowing you to sidestep ubout replica the tricky environmental question marks ulysse nardin replica surrounding both.
Имя:
E-mail:
 
Веб-сайт:
Заголовок:
Оценка:
UBB-Код:
[b] [i] [u] [url] [quote] [code] [img] 
 
 
01234567891011
01234567891011
0123
Security Image
Пожалуйста, введите проверочный код.
Внимание! В качестве отзыва принимаются Ваши мнения о работе банка, качестве банковского продукта или же комментарии к статье. Если Вы чем-то недовольны, опишите суть проблемы чуть объёмнее "Всё плохо!" или же поблагодарите сотрудников понравившегося вам отделения банка. Убедительная просьба не использовать ненормативную лексику и выражаться максимально объёктивно и корректно. Администрация сайта Банкстор оставляет за собой право на удаление любых отзывов. Задавать вопросы, обсуждать отзывы и т.д. можно только в рамках форума. Просто проголосовать за банк можно нажав мышью по столбику рейтинга. Мы благодарны каждому посетителю, оставившему нам комментарий! Спасибо!


 




Экономика. Общество.

Реклама

Деловые новости Украины

Реклама





загрузка...